Игра для учащихся 6 класса - Ботаника - Это интересно - Каталог статей - Сайт учителя Куприяновой О.И.

Каталог статей

Главная » Статьи » Это интересно » Ботаника

Игра для учащихся 6 класса

Игра  «Основные отделы царства растений».

     На обдумывание одного вопроса дается 1 минута.

       При проведении игры учителю помогают 2-3 старшеклассника.

УЧИТЕЛЬ:  Как много таится загадок в растительном мире и чтобы растения не исчезли с лица Земли, важно научиться любить, знать и охранять природу.

«Нет правды без любви к природе, любви к природе нет без чувства красоты…» - так сказал поэт XIX века Яков Полонский.

Много поют и пишут о природе, есть среди них стихотворения такого тонкого художника, такого страстного певца родной Земли Ивана Алексеевича Бунина.

         И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

         И лазурь, и полуденный зной…

         Срок настанет – Господь сына блудного спросит…

         « Был ли счастлив ты в жизни земной?»

         И забуду я все – вспомню только вот эти

         Полевые пути меж колосьев и трав –

         И от  сладостных слез не успею ответить,

         К милосердным коленям припав.

Представление команд:      

а) Название команды

б) Эмблема

в) Девиз-приветствие

Вопрос 1

     В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат».

Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время?

*Ответ: Это лавр благородный. В настоящее время листья его используются как приправа благодаря их пряному аромату.

Вопрос 2

     На открытках изображены растения: виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных. Что еще объединяет растения?

*Ответ: У всех растений многосемянный сочный плод.

Вопрос 3

     Вкусные, сочные душистые… Кто не любит эти ягоды, только что снятые с грядки? Витаминные салаты, утоляющие жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придадут аппетитный вид. Какая же ягода лежит в «черном ящике»?

*Ответ: Огурец. Его плоды – ягода.

Вопрос 4

     Попробуйте напиток и ответьте на вопрос: что это за напиток? Из чего он приготовлен?

*Ответ: Отвар шиповника: он приготовлен из сухих плодов растения.

Вопрос 5

     В «черном ящике» лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Плоды полезны, содержат вещества , выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы и содержат много железа. О каких плодах идет речь?

*Ответ: Речь идет о яблоках.

Вопрос 6

     Как называется продукты, находящиеся в коробочках? Из каких растений их получают?

*Ответ: Крупы. Манная крупа – ее получают из пшеницы; перловая-  из ячменя; геркулес -  из овса; пшено – из проса. Все растения относятся к семейству злаков.

Вопрос 7

     Из какого овоща в пищу употребляют и вершки и корешки?

*Ответ: Употребляются вершки (листья) и корешки – у петрушки и сельдерея.

Вопрос 8

     Картофель завоевал всеобщее признание. «Картофель – хлебу подпора! – говорили люди и добавляли: - картошка – хлебу присошка». В каком году и кем был завезен картофель в Европу?

*Ответ: в 1565 г. испанцами

Вопрос 9

     Послушаете отрывок из произведения: Пит подпрыгнул на два аршина, издал воинствующий клич и заметался по комнате, натыкаясь на мебель, опрокидывая цветные горшки и поднимая страшную возню. Затем он принялся плясать на задних лапах в бешенном восторге, закинув голову назад и вопя на весь дом о своем невыразимом счастье, потом опять заметался по всему дому, неся на своем пути хаос и разрушение. Тетя Полли как раз вошла в ту минуту, как он, проделав несколько феноменальных сальто-мортале, с криком выскочил в открытое окно, увлекая за собой еще уцелевшие цветочные горшки».

    - Назовите художественное произведение, из которого взят данный отрывок. Кто его автор?

    - О каком домашнем животном идет речь?

    - Чем угостили животное?

*Ответ: «Том Сойер», Марк Твен. Речь идет о коте. Его угостили настойкой валерианы.

Вопрос 10

     На рисунке изображен поперечный разрез органа растения в определенной его части. Что изображено на рисунке и какую функцию выполняет данная часть изображенного органа?

*Ответ: На рисунке изображен поперечный срез корня в зоне всасывания. Через корневые волоски в корень выступают из почвы растворы минеральных солей.

Вопрос11

     Что приготовлено из растения семейства сложноцветных. Семянки, весьма причудливой формы, без каких-либо приспособлений для распространения ветром. То, что насадится, применяется для очищения кожи, дезинфекции ран, является чудесным противовоспалительным средством.

*Ответ: Настойка календулы. Более распространенное название календулы – ноготки.

Вопрос 12

     В «черном ящике» лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную».

Что за лакомство лежит в «черном ящике»?

*Ответ: в «черном ящике» лежат семечки. Это плоды подсолнечника.

Вопрос 13

     Новое растение начинается из семян. Назовите растения, семена которых находятся в этих коробочках. Почему все эти растения имеют огромную хозяйственную ценность?

*Ответ: В коробочках находятся семена гороха, фасоли, бобов. Плоды этих растений называются бобами. Растения этого семейства (мотыльковых) обогащают почву азотом.

     - Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

Вопрос 14

     Вот три комнатных растения: узамбарская фиалка, алоэ, бегония. Определите по внешнему виду этих растений, в какой климатической зоне находится их родина? Ответ обоснуйте.

*Ответ: Узамбарская фиалка имеет опушенные листья – приспособление к уменьшению испарения. Родина ее – места с сухим и относительно теплым климатом; алоэ – листья мясистые и сочные, в них запасается вода, происходит из мест с сухим и жарким климатом; бегония – крупные листья испаряют много влаги и защищают тем самым растения от перегрева, ёе предки жили в местах с жарким и влажным климатом.

Вопрос 15

     У какого распространенного растения съедобные цветки?

*Ответ: У цветной капусты.

Вопрос 16

     У каких растений цветки могут нырять под воду?

*Ответ: Цветки кувшинки

Вопрос 17

     В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел ударов мечей!

Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже запах его предохраняет от заболеваний. Что лежит в «черном ящике»?

*Ответ: Луковица

Вопрос 18

     Рассмотрите эти три ветки. Каким растениям они принадлежат?

*Ответ: Это ветки сирени, бузины, рябины.

 Несколько загадок:

1.Бел балахон, а шапка красная

2.В шубе летом, а зимой раздетым

3.Без рук, без ног по палке ползет

4.Вертится Антошка на одной ножке, где солнце стоит, туда он глядит

5.Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла

Подвести итоги.

 

 

 

Категория: Ботаника | Добавил: Эйкос (30.12.2013)
Просмотров: 441 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: