Исследовательская
деятельность.
Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами
всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому
организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской,
например). Как организовать обучение через желание? Как активизировать
учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к
самостоятельному приобретению новых знаний?
Задачи проектной и исследовательской деятельности
Образовательная: активизация и
актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы.
Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим
за пределы школьной программы.
Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать,
сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал,
реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного
исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.
Этапы работы над проектом
(исследованием)
Содержание работы на этапе
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность
учителя
|
1 этап. Подготовка
|
Проведение
вводной беседы с целью:
– формирования
первичного представления об изучаемом объекте;
– формирования интереса к данной теме;
– создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности
|
2 этап. Организация проектной и исследовательской
работы
|
Актуализация знаний
|
1. Выбор
темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование
и т. п.).
2.
Определение количества участников проекта, состава группы
|
Обсуждение
темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации,
постановка цели
|
Предъявление
заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого
ученика-исследователя. Помощь в постановке целей
|
Плановые работы
|
1. Определение
источников информации.
2. Планирование
способов сбора и анализа информации.
3. Планирование
итогового продукта (формы представления результата).
Продукт:
– отчет
(устный, письменный, с демонстрацией материалов);
– фильм, макет, сборник и др.;
– конференция, праздник и т.п.
4. Выработка
критериев оценки результатов работы.
5. Распределение
обязанностей среди членов команды
|
Выработка
плана действий (как можно это сделать?).
Определение
основных методов:
– прочитать
в книге;
– понаблюдать;
– посмотреть в компьютере;
– задать вопросы родителям, специалистам;
– подумать самостоятельно;
– посмотреть в книгах;
– посмотреть по телевизору и т.п.
Формулировка
задач
|
Выдвижение
идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно)
|
Исследовательская деятельность
|
Сбор
информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью,
опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п.
Организация
экскурсий, проведение экспериментов и т.п.
|
Проведение
исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными
способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки
|
Наблюдение,
советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование
отдельных этапов проекта
|
Результаты и выводы
|
Анализ
информации. Формулировка выводов. Оформление результата
|
Анализ
информации. Оформление результатов
|
Наблюдение,
советы
|
3 этап. Представление готового продукта
(презентация)
|
Представление
результата работы в разнообразных формах
|
Отчет,
ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения,
формулировка окончательных выводов
|
Знакомство
с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника
|
4 этап. Оценка процессов и результатов работы
|
|
Участие в
оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
|
Оценивание
усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников,
потенциала продолжения работы по выбранному направлению
|
|