Исследовательская деятельность - Проектно-исследовательская деятельность - Проектно-исследовательская деятельность - Каталог статей - Сайт учителя Куприяновой О.И.

Каталог статей

Главная » Статьи » Проектно-исследовательская деятельность » Проектно-исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность.

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской, например). Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

Задачи проектной и исследовательской деятельности

Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.

Этапы работы над проектом (исследованием)

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность 
учителя

1 этап. Подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

– формирования первичного представления об изучаемом объекте; 
– формирования интереса к данной теме;
 
– создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2 этап. Организация проектной и исследовательской работы

Актуализация знаний

1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.).

2. Определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей

Плановые работы

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

– отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);
– фильм, макет, сборник и др.;
– конференция, праздник и т.п.

4. Выработка критериев оценки результатов работы.

5. Распределение обязанностей среди членов команды

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

– прочитать в книге;
– понаблюдать;
– посмотреть в компьютере;
– задать вопросы родителям, специалистам;
– подумать самостоятельно;
– посмотреть в книгах;
– посмотреть по телевизору и т.п.

Формулировка задач

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно)

 

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п.

Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п.

Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализ информации. Оформление результатов

Наблюдение, советы

3 этап. Представление готового продукта (презентация)

Представление результата работы в разнообразных формах

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника

4 этап. Оценка процессов и результатов работы

 

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению

 

Категория: Проектно-исследовательская деятельность | Добавил: Эйкос (27.06.2012)
Просмотров: 601 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: