Каталог статей

Главная » Статьи » Советы родителям » Советы родителям

Подготовка родителей к ЕГЭ

ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛЕЙ К ЕГЭ

 

Выпускные экзамены - один из важнейших этапов в жизни человека, во многом определяющий будущее. Современным старшеклассникам предстоит итоговая аттестация в форме Единого Государственного Экзамена, что на данный момент является нововведением для Российской системы образования и потому вызывает неоднозначные чувства у ребят и родителей.

Более того, ЕГЭ - это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а, соответственно, уровень тревоги. В этот период старшеклассники, несмотря на декларируемую взрослость, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.

В психолого-педагогической литературе можно найти многочисленные рекомендации как помочь ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов. Например, по организации полноценного и правильного питания, оптимального режима занятий, а также по снижению эмоционального напряжения и преодолению стресса. Данные рекомендации проверены опытом не одного поколения и остаются действенными до сих пор.

Однако наибольший интерес вызывают вопросы, связанные с подготовкой к ЕГЭ, так как ни у одного из родителей сегодняшних  старшеклассников нет собственного опыта сдачи ЕГЭ. Путь к разрешению данной проблемы - в понимании особенностей Единого Государственного Экзамена.

Как отмечалось выше, ЕГЭ является одновременно выпускным и вступительным. Руководство ВУЗов  советует старшеклассникам сдавать как можно большее количество предметов, что повышает шансы поступления в ВУЗ за счет выбора факультета. Здесь следует отметить, что чрезмерная нагрузка на подростка и «распыление» усилий  может привести к снижению реального результата на экзамене. Задача родителей - помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.

Сама процедура Единого Государственного Экзамена может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени, а для аудиалов и кинестетиков усложняет задачу чисто визуальная форма заданий. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам.

Отличие ЕГЭ от традиционного экзамена в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной,  ребятам нужна помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто старшеклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.

Главное условие успешной сдачи ЕГЭ - это разработка индивидуальной стратегиидеятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.

Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства.

 Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.

 1. Родителям  необходимо  развивать  абстрактное  мышление  у детей, т.е.углублять знания научных понятий

 2. Желательно,  чтобы  родители  настраивали  детей  на  позитивный  результат,  не  используя  в  своих  высказываниях  частицу  «не»  и  слово  «должен»

 3. Родителям  необходимо  научить  детей  организовываться.  Ведь  подростки  переоценивают  небольшое  количество  времени  и  недооценивают  большое.  Чувство  времени  зависит  от  внутреннего  и  внешнего  ритмов  (режима)

 4. Необходимо  помочь  ребенку  в  формировании  своей  самооценки,  т.к.  повышенная  самооценка  формирует  чувство  мизантропии,  недооцененности  («весь  мир  против  меня»),  а  заниженная  самооценка  не  позволяет  ставить  высокие  цели

 5. Нельзя  связывать  ЕГЭ  с  единственным  фактором,  который  имеет  значение  для  будущего  ребенка.

 6. Нужно  стремиться  обеспечить  спокойную,  эмоционально  разреженную  атмосферу  в  доме,  хотя  некоторое  рабочее  напряжение  будет  необходимо  для  сдачи  экзамена.  Очень  опасен  длительный  стресс

 7. Хорошо  было  бы  показать  ребенку,  как  за  счет  сильных  сторон  можно  развивать  свои  способности.

 8. Психологическая  готовность  родителей  к  ЕГЭ  отражается  на  готовности  к  ЕГЭ  детей,  т.е.  родителям  самим  необходимо  морально  подготовиться  к  предстоящему  экзамену  и  подготовить  к  нему  детей.

 

Категория: Советы родителям | Добавил: Эйкос (10.03.2013)
Просмотров: 1119 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: