Методическая копилка

Главная » Файлы » Разработки уроков

Отряд рукокорылые и насекомоядные
29.03.2013, 20:31

Тема урока « Отряды Насекомоядные и Рукокрылые»

Задачи:

  • на примере рукокрылых и насекомоядных показать многообразие сред обитания млекопитающих, признаки приспособленности этих животных к среде обитания; обосновать их принадлежность к классу млекопитающих;
  • продолжать развитие логического мышления школьников посредством развития навыков работы в парах постоянного состава, устанавливать причинно-следственные связи,
  • создать условия для увлеченного учения.

Оборудование: таблицы, скелет, рисунки, иллюстрирующие многообразие представителей отрядов,презентация.

Инструкция для ребят: выберите один из предложенных вопросов.

  1. Животные: а) имеют значение в моей жизни; б) не всегда заслуживают моего внимания; в) они мне безразличны.
  2. Я обращаю внимание на животных: а) в любое время; б) когда мне это необходимо; в) очень редко.
  3. Из книг, которые я люблю читать: а) многие о животных; б) нет книг о животных; в) некоторые о животных.
  4. Мне приходилось вредить животным: а) да; б) нет; в) не знаю.
  5. Что касается музыкальных произведений о животных: а) могу вспомнить несколько хоть сейчас; в) не могу вспомнить ни одного.
  6. Что касается стихов о животных, то: а) могу вспомнить несколько хоть сейчас; б) писал сам; в) ни то, ни другое.
  7. Что касается изображений животных на картинках, то: а) люблю посмотреть; б) с удовольствием рисую сам; в) ни то, ни другое.
  8. О своем отношении к животным я: а) часто задумываюсь; б) не задумываюсь; в) когда как.

Рефлексия. Подведение итогов

II. Ввод в проблему – стадия вызова.

1. Работа по актуализации жизненного опыта и первоначальных знаний о представителях данных отрядов.

http://festival.1september.ru/articles/315053/img1.jpg

2. Осмысление ситуационной задачи:

Недостаточность знаний для полного представления изучаемой группы животных.

III. Мотивация деятельности учащихся.

Слова В. Брауна "Накопление знаний подобно росту дерева”.., мы будем надеяться, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний об удивительных животных Насекомоядных.

IV. Изучение нового материала.

Основные признаки отряда Насекомоядных:

Отделы

Характеристика

Голова

Длинная голова, удлиненная морда, хоботок – развито обоняние.

Зубы

Слабо дифференцированные зубы.

Мозг

Гладкие большие полушария, развиты обонятельные доли.

Покровы тела

 

Виды

Высокоспециализированные почвенные обитатели:
крот, златокрот, землеройки; водные – выхухоль, водные куторы, тенреки; надземные – ежи, тенреки.

Значение

Ценные сорта пушнины. 
Польза – уничтожают вредных насекомых, пищевые цепи.
Отрицательная роль – подрывают корни.

Рукокрылые (работа по презентации)

1. Вопросы и задания для самостоятельной работы учащихся.

  • Почему их жизнь сопровождает тайна? Рассмотрите в учебнике рисунок с изображением отряда Рукокрылых.
  • Какие особенности строения вы отметили? Предположение о том, в какой среде обитания живут Рукокрылые. Посмотрите слайд-фильм "Рукокрылые” и ответьте на вопросы.
  • Какие признаки позволяют отнести летучих мышей к классу млекопитающих?
  • В чем выражается приспособленность летучих мышей к полету?
  • Пользуясь рисунком, рассказать о том, чем отличается крыло летучей мыши от крыла птицы.

2. Сообщение.

Эхолокация – способ ориентирования в пространстве.

Формулируем вывод о приспособленности к среде обитания и ориентации в пространстве.

Рефлексия.

3. Работа в группах по вариантам.

I группа Теоретиков отвечает на развивающие вопросы, предложенные учителем.

II группа "Медиа” изучает предложенную учителем подборку текстов и готовят сообщения для класса.

III группа Практиков выявляют положительную и отрицательную роль представителей отрядов.

4. Рефлексивно–оценочный этап.

I. 1) Что нового и важного узнали для себя?

2) Чему научились?

3) Какие выводы сделали?

II. Самооценка, возможен подсчет баллов.

Выберите правильные утверждения:

  1. Насекомоядные населяют в основном Австралию и Южную Америку.
  2. Крылья Рукокрылых – это выросты кожи.
  3. Все пальцы передних и задних конечностей ушана объединены кожистой перепонкой.
  4. Иглы ежа – видоизмененная шерсть.
  5. У крота и других землероев с хорошо развитыми передними конечностями.
  6. Ехидны ведут наземный образ жизни утконосы – водный.
  7. Землеройки, кроты, ежи – животные отряда Насекомоядные.
  8. Детеныши у Насекомоядных рождаются зрячими, покрытыми шерстю.
  9. Кроты и землеройки на зиму впадают в спячку.
  10. У летучих мышей только палец передних конечностей не принимает участия в образовании крыла.

Домашнее задание:

Игра – тренинг:

Представим друг друга в образе изученных животных – крот, летучая мышь.

День рождения у крота (поздравление, пожелания)

"Мой дорогой друг! …”

 

 

Категория: Разработки уроков | Добавил: Эйкос
Просмотров: 1763 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: