Методическая копилка

Главная » Файлы » Внеклассное мероприятие

Занимательные вопросы по ботанике
29.03.2013, 20:17

1 задание.  Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе (царство, тип/отдел, отряд/семейство, вид).

На полях с плохой почвой можно встретить удивительный организм, который иногда ошибочно называют «елочкой». Предки его были огромными деревьями, жившими на нашей планете много миллионов лет назад и дошедшие до нас в пластах каменного угля.

Описываемый организм имеет длинные корневища и стебель, состоящий из члеников с неразвившимися листьями. Ранней весной у него появляются колоски со спорангиями. Вскоре весенние побеги отмирают, и вместо них появляются летние побеги с многочисленными мелкими зелеными листьями.

Ответ: 1. Царство Растения, так как перечислены органы растения – корневище, стебель, лист, побег.

2. Отдел Хвощевидные. Наличие корневища, размножение спорами, встречаются в отложениях каменного угля.

3. Хвощ полевой. Наличие двух типов побегов: весенних – генеративных и летних – вегетативных. Произрастают на полях.

2 задание.  Установите соответствие между особенностями строения и растением, для которого они характерны.

А. Кукушкин лен

Б. Хвощ полевой

В. Ель обыкновенная

Г. Ландыш майский

1. Вегетативными органами растения являются стебель и листья.

2. Семязачатки расположены внутри завязи пестика.

3. Споры созревают на спороносных колосках.

4. На верхушках женских растений образуются яйцеклетки, а на верхушках мужских - спермии.

5. Семязачатки располагаются на чешуях шишек.

6. Параллельное жилкование листьев.

7. Из споры развивается заросток.

8. Листья шиловидой формы покрыты восковым налетом.

9. Плод ягода.

10. Жизненная форма – дерево.

Ответ: А. 1, 4; Б. 3,7; В. 5, 8, 10; Г.2,6, 9;

3 задание. Найдите соответствие между названиями семейств и характерными для них признаками:

А. семейство Крестоцветные

Б. семейство Бобовые

В. семейство Розоцветные

Г. семейство Сложноцветные

Д. семейство Пасленовые

Е. семейство Лилейные

1. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков. (крестоцветные)

2. Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков, тычинок в цветке много, пестиков – один или много.(розоцветные)

3. Венчик цветка состоит из 5 лепестков: 2-х сросшихся лепестков (лодочка), 2-х свободных (весла), 1-го свободного (парус). Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок. (бобовые)

4. Венчик состоит из 5 сросшихся лепестков, в цветке 5 тычинок и 1 пестик.(пасленовые)

5. Цветок имеет простой околоцветник, из 6 листочков, расположенных в два круга. (лилейные)

6. Цветки разных видов – трубчатые, воронковидные, язычковые. (сложноцветные)

7. Соцветие – простой зонтик. (розоцветные)

8. Соцветие – головка. (бобовые)

9. Соцветие – корзинка. (сложноцветные)

10. Соцветие – кисть (пасленовые, крестоцветные, лилейные)

11. Плод – стручок или стручочек.(крестоцветные)

12. Плод – многоорешек, костянка, ягода (розоцветные)

13. Плод – боб. (бобовые)

14. Плод – коробочка или ягода. (лилейные, пасленовые)

15. Плод – семянка. (сложноцветные)

16. Представители – картофель, томат, баклажан. (пасленовые)

17. Представители – соя, фасоль, верблюжья колючка. (бобовые)

18. Представители – груша, айва, боярышник. (розоцветные)

19. Представители – пижма, чертополох, ромашка. (сложноцветные)

20. Представители – горчица, турнепс, капуста. (крестоцветные)

21. Представители – тюльпан, нарцисс, гиацинт. (лилейные)

Ответ: А. 1, 10, 11, 20

Б. 3, 8, 13, 17

В. 2, 7, 12, 18

Г. 6, 9, 15, 19

Д. 4, 10, 14, 16

Е. 5, 10, 14, 21

 

4 задание.  Определите, о каких понятиях идет речь.

1) Первые наземные растения - (псилофиты)

2) Нитевидные одноклеточные или многоклеточные выросты, расположенные на нижней части стебля мхов - (ризоиды)

3) Половое поколение растений - (гаметофит)

4) Бесполое поколение растений - (спорофит)

5) Гаметофит папоротниковидных - (заросток)

6) Женские споры, образующиеся у разноспоровых папоротников, плаунов, голосеменных и покрытосеменных растений - (мегаспоры)

7) Способ оплодотворения цветковых растений, открытый С.Г. Навашиным, называется (двойное)

8) Расширенная часть пестика, из которой образуется плод - (завязь)

9) Запасающая ткань семян растений, в которой откладываются питательные вещества, необходимые для развития зародыша - (эндосперм)

10) Образование у семенных растений, из которого развивается семя - (семязачаток).

 

5 задание.  Какие суждения являются верными, а какие нет? Поясните неверные суждения.

1) В жизненном цикле всех высших растений преобладает спорофит. (нет. В жизненном цикле мхов преобладает гаметофит).

2) Все высшие растения имеют вегетативные органы – стебель, листья, корень. (нет. У мхов корни отсутствуют).

3) Ризоиды мхов служат для прикрепления растений и всасывания питательных веществ из почвы. (да)

4) Сфагнум (белый мох) способен впитывать воды в 20-25 раз больше собственной массы. (да)

5) Хвощи – многолетние травянистые растения с хорошо развитым подземным корнем – корневищем. (нет. Корневище –это видоизмененный стебель).

6) Важное условие полового размножения мхов, плаунов, хвощей и папоротников – наличие воды. (да)

7) Листья папоротников в большинстве случаев совмещают функции фотосинтеза и спорообразования. (да)

8) Плауны, хвощи и папоротники произошли от мхов. (нет. Они произошли от псилофитов, а мхи тупиковая ветвь в эволюции).

9) Все голосеменные – хвойные растения. (нет. Кроме хвойных к голосеменным относятся саговниковые, гинкговые, эфедровые).

10) Голосеменными называются растения, которые образуют семена, цветки и плоды. (нет. Голосеменные не формируют цветков и плодов)

11) Жизненные формы голосеменных – деревья, кустарники, травы. (нет. Среди голосеменных травянистых растений нет.)

12) Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение, между процессами опыления и оплодотворения проходит 12-14 месяцев. (да)

13)  Процесс оплодотворения у голосеменных, как и у споровых растений, возможен только в присутствии воды. (нет. Половое размножение голосеменных от воды не зависит).

14) Женский гаметофит у голосеменных растений представлен яйцеклеткой и эндоспермом. (да).

15) Цветковые произрастают во всех климатических зонах и в самых разных экологических условиях – от тропических лесов до пустынь и тундр. (да).

16) Покрытосеменные – наиболее поздняя эволюционно и самая богатая видами группа растительного мира. (да).

17) Основной признак покрытосеменных растений – наличие семени. (нет. Семена характерны и для голосеменных растений. Основной признак – цветок и плод).

18) Семяпочка покрытосеменных растений не защищена завязью. (нет.Семяпочка расположена в завязи цветка)

19) Однодольные растения имеют  одну семядолю в зародыше, мочковатую корневую систему, простые и сложные листья с сетчатым жилкованием. (нет. У однодольных простые листья с дуговым и параллельным жилкованием).

20. Цветковые – единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ. (да).

 

6 задание. Распределите названные ниже растения по отделам:

А. Моховидные

Б. Плауновидные

В. Хвощевидные

Г. Папоротниковидные

Д. Голосеменные

Е. Цветковые

Названия растений:

1.Сальвиния

2.Саговник

3.Сфагнум

4.Секвойя

5.Ужовник

6.Плаун булавовидный

7.Камыш озерный

8.Хвощ лесной

9.Плаун баранец

10.Маршанция

11.Капуста белокочанная

Ответ: А. 3, 10; Б. 6, 9; В. 8; Г. 1, 5; Д. 2, 4; Е. 7, 11

 

7 задание.  Почему, как правило, грибами-паразитами повреждаются лиственные (зачастую ослабленные или поврежденные насекомыми-вредителями) деревья, а хвойные породы повреждаются значительно реже?

Ответ: Причина данного явления кроется в строении древесины лиственных и хвойных пород, их физиологии. Так, древесина осины гораздо мягче древесины сосны или ели. Другой причиной данного явления является выделение хвойными породами смолы, которая затягивает малейшие раны и морозобоины, не позволяя грибам- паразитам поселяться на оголенной древесине. Кроме того, смола обладает микоцидными и бактерицидными свойствами, т.е. убивает споры паразитических грибов и бактерий.

Категория: Внеклассное мероприятие | Добавил: Эйкос
Просмотров: 2367 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: