Методическая копилка
Главная » Файлы » Внеклассное мероприятие |
29.03.2013, 20:30 | |
1 задание. Прочитайте
текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив
в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе
(царство, тип/отдел, отряд/семейство, вид). На полях с плохой почвой можно встретить удивительный
организм, который иногда ошибочно называют «елочкой». Предки его были огромными
деревьями, жившими на нашей планете много миллионов лет назад и дошедшие до нас
в пластах каменного угля. Описываемый организм имеет длинные корневища и стебель,
состоящий из члеников с неразвившимися листьями. Ранней весной у него
появляются колоски со спорангиями. Вскоре весенние побеги отмирают, и вместо
них появляются летние побеги с многочисленными мелкими зелеными листьями. Ответ: 1. Царство Растения, так как перечислены органы
растения – корневище, стебель, лист, побег. 2. Отдел Хвощевидные. Наличие корневища, размножение
спорами, встречаются в отложениях каменного угля. 3. Хвощ полевой. Наличие двух типов побегов: весенних –
генеративных и летних – вегетативных. Произрастают на полях. 2 задание. Установите
соответствие между особенностями строения и растением, для которого они
характерны. А. Кукушкин лен Б. Хвощ полевой В. Ель обыкновенная Г. Ландыш майский 1. Вегетативными органами растения являются стебель и
листья. 2. Семязачатки расположены внутри завязи пестика. 3. Споры созревают на спороносных колосках. 4. На верхушках женских растений образуются яйцеклетки, а на
верхушках мужских - спермии. 5. Семязачатки располагаются на чешуях шишек. 6. Параллельное жилкование листьев. 7. Из споры развивается заросток. 8. Листья шиловидой формы покрыты восковым налетом. 9. Плод ягода. 10. Жизненная форма – дерево. Ответ: А. 1, 4; Б. 3,7; В. 5, 8, 10; Г.2,6, 9; 3 задание. Найдите соответствие между названиями семейств и
характерными для них признаками: А. семейство Крестоцветные Б. семейство Бобовые В. семейство Розоцветные Г. семейство Сложноцветные Д. семейство Пасленовые Е. семейство Лилейные 1. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие
и 4 длинные. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
(крестоцветные) 2. Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков, тычинок в
цветке много, пестиков – один или много.(розоцветные) 3. Венчик цветка состоит из 5 лепестков: 2-х сросшихся
лепестков (лодочка), 2-х свободных (весла), 1-го свободного (парус). Цветок
имеет 1 пестик и 10 тычинок. (бобовые) 4. Венчик состоит из 5 сросшихся лепестков, в цветке 5
тычинок и 1 пестик.(пасленовые) 5. Цветок имеет простой околоцветник, из 6 листочков,
расположенных в два круга. (лилейные) 6. Цветки разных видов – трубчатые, воронковидные,
язычковые. (сложноцветные) 7. Соцветие – простой зонтик. (розоцветные) 8. Соцветие – головка. (бобовые) 9. Соцветие – корзинка. (сложноцветные) 10. Соцветие – кисть (пасленовые, крестоцветные, лилейные) 11. Плод – стручок или стручочек.(крестоцветные) 12. Плод – многоорешек, костянка, ягода (розоцветные) 13. Плод – боб. (бобовые) 14. Плод – коробочка или ягода. (лилейные, пасленовые) 15. Плод – семянка. (сложноцветные) 16. Представители – картофель, томат, баклажан. (пасленовые) 17. Представители – соя, фасоль, верблюжья колючка.
(бобовые) 18. Представители – груша, айва, боярышник. (розоцветные) 19. Представители – пижма, чертополох, ромашка.
(сложноцветные) 20. Представители – горчица, турнепс, капуста.
(крестоцветные) 21. Представители – тюльпан, нарцисс, гиацинт. (лилейные) Ответ: А. 1, 10, 11, 20 Б. 3, 8, 13, 17 В. 2, 7, 12, 18 Г. 6, 9, 15, 19 Д. 4, 10, 14, 16 Е. 5, 10, 14, 21 4 задание.
Определите, о каких понятиях идет речь. 1) Первые наземные растения - (псилофиты) 2) Нитевидные одноклеточные или многоклеточные выросты,
расположенные на нижней части стебля мхов - (ризоиды) 3) Половое поколение растений - (гаметофит) 4) Бесполое поколение растений - (спорофит) 5) Гаметофит папоротниковидных - (заросток) 6) Женские споры, образующиеся у разноспоровых папоротников,
плаунов, голосеменных и покрытосеменных растений - (мегаспоры) 7) Способ оплодотворения цветковых растений, открытый С.Г.
Навашиным, называется (двойное) 8) Расширенная часть пестика, из которой образуется плод -
(завязь) 9) Запасающая ткань семян растений, в которой откладываются
питательные вещества, необходимые для развития зародыша - (эндосперм) 10) Образование у семенных растений, из которого развивается
семя - (семязачаток). 5 задание. Какие
суждения являются верными, а какие нет? Поясните неверные суждения. 1) В жизненном цикле всех высших растений преобладает
спорофит. (нет. В жизненном цикле мхов преобладает гаметофит). 2) Все высшие растения имеют вегетативные органы – стебель,
листья, корень. (нет. У мхов корни отсутствуют). 3) Ризоиды мхов служат для прикрепления растений и
всасывания питательных веществ из почвы. (да) 4) Сфагнум (белый мох) способен впитывать воды в 20-25 раз
больше собственной массы. (да) 5) Хвощи – многолетние травянистые растения с хорошо
развитым подземным корнем – корневищем. (нет. Корневище –это видоизмененный
стебель). 6) Важное условие полового размножения мхов, плаунов, хвощей
и папоротников – наличие воды. (да) 7) Листья папоротников в большинстве случаев совмещают
функции фотосинтеза и спорообразования. (да) 8) Плауны, хвощи и папоротники произошли от мхов. (нет. Они
произошли от псилофитов, а мхи тупиковая ветвь в эволюции). 9) Все голосеменные – хвойные растения. (нет. Кроме хвойных
к голосеменным относятся саговниковые, гинкговые, эфедровые). 10) Голосеменными называются растения, которые образуют
семена, цветки и плоды. (нет. Голосеменные не формируют цветков и плодов) 11) Жизненные формы голосеменных – деревья, кустарники,
травы. (нет. Среди голосеменных травянистых растений нет.) 12) Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение, между
процессами опыления и оплодотворения проходит 12-14 месяцев. (да) 13) Процесс
оплодотворения у голосеменных, как и у споровых растений, возможен только в
присутствии воды. (нет. Половое размножение голосеменных от воды не зависит). 14) Женский гаметофит у голосеменных растений представлен
яйцеклеткой и эндоспермом. (да). 15) Цветковые произрастают во всех климатических зонах и в
самых разных экологических условиях – от тропических лесов до пустынь и тундр.
(да). 16) Покрытосеменные – наиболее поздняя эволюционно и самая
богатая видами группа растительного мира. (да). 17) Основной признак покрытосеменных растений – наличие
семени. (нет. Семена характерны и для голосеменных растений. Основной признак –
цветок и плод). 18) Семяпочка покрытосеменных растений не защищена завязью.
(нет.Семяпочка расположена в завязи цветка) 19) Однодольные растения имеют одну семядолю в зародыше, мочковатую корневую
систему, простые и сложные листья с сетчатым жилкованием. (нет. У однодольных
простые листья с дуговым и параллельным жилкованием). 20. Цветковые – единственная группа растений, способная к
образованию сложных многоярусных сообществ. (да). 6 задание. Распределите названные ниже растения по отделам: А. Моховидные Б. Плауновидные В. Хвощевидные Г. Папоротниковидные Д. Голосеменные Е. Цветковые Названия растений: 1.Сальвиния 2.Саговник 3.Сфагнум 4.Секвойя 5.Ужовник 6.Плаун булавовидный 7.Камыш озерный 8.Хвощ лесной 9.Плаун баранец 10.Маршанция 11.Капуста белокочанная Ответ: А. 3, 10; Б. 6, 9; В. 8; Г. 1, 5; Д. 2, 4; Е. 7, 11 7 задание. Почему,
как правило, грибами-паразитами повреждаются лиственные (зачастую ослабленные
или поврежденные насекомыми-вредителями) деревья, а хвойные породы повреждаются
значительно реже? Ответ: Причина данного явления кроется в строении древесины
лиственных и хвойных пород, их физиологии. Так, древесина осины гораздо мягче
древесины сосны или ели. Другой причиной данного явления является выделение
хвойными породами смолы, которая затягивает малейшие раны и морозобоины, не
позволяя грибам- паразитам поселяться на оголенной древесине. Кроме того, смола
обладает микоцидными и бактерицидными свойствами, т.е. убивает споры
паразитических грибов и бактерий. | |
Просмотров: 2832 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |